В Москве стартовал Юбилейный фестиваль Российского национального оркестра (РНО). Он продлится почти два месяца (сентябрь, октябрь) на главных концертных площадках нашей столицы.

Дирижер Михаил Плетнев приветствует оркестр

Мне довелось побывать 21 сентября в Концертном зале им. П.И.Чайковского, на одном из первых осенних выступлений РНО под управлением выдающегося Михаила Плетнёва, всемирно известного дирижера.

В программе – Чайковский («Черевички», 1 отд.) и Римский-Корсаков («Ночь перед рождеством» — 2 отд.).  Исполнялись симфонические и вокальные фрагменты из этих опер.

Признаюсь, оба отделения я сидел в кресле вытянувшись, ибо открыл  для себя совершенно по-новому эти две (прежде не очень любимые мною) оперы. Искусство Михаила Плетнева – выше всяких похвал.

Дирижер Михаил Плетнев

В природе его дарования, действительно, по сей день как-то уживаются два гения – это дирижер и пианист.  Невероятное единство и сбалансированность звучания оркестра М.Плетнева – сегодня это чрезвычайная редкость даже для признанных мэтров.  Все группы его оркестра (струнные, медные, духовые) «вдыхают» и «выдыхают» музыкальные фразы удивительно органично, претворяют музыкальную  ткань трепетно, сразу заставляют тебя находиться  ВНУТРИ музыки.

Михаил Плетнев в совершенстве владеет тем, что называется «педаль оркестра» — и это просто волшебство.  Маэстро тонко делает крещендо и быстро переходит на пиано. Дирижер управляет нюансировкой звука осмысленно, чувствуется что это результат большой кропотливой работы.  Да, известно, что его музыканты называют Михаила Плетнева «жестким  маэстро».   Ну что же…  — зато слушатели в итоге получают огромное наслаждение.  У оркестра масса тембров и при том – фантастическая слаженность. Звучание то певучее, то густо-напряженное, то оно разливается по всем инструментам лирической стихией, то выражает тонкую иронию, то переходит к мощному фортиссимо (во II отделении был такой фрагмент, когда несколько минут в огромный зал колыхался воздух – по-моему, это было четыре форте – ffff)  – а увлеченный дирижер всё наращивал и наращивал звучание и темпы, раскрывая возможности своего оркестра и, конечно же, всеохватно претворяя замысел композитора.

Мне, как слушателю, давно симпатизирующему театру «Геликон опера» (художественный руководитель Дмитрий Бертман), приятно отметить, что среди десятка выступавших вокалистов на этом концерте царствовали геликоновцы.

Это наш знаменитый Станислав Швец, который пел своим фирменным «европейским звуком» — чистым, острым, чувственным, «темным», с красивейшим тембром. Он отлично и свободно чувствовал себя в разных партиях   с нелегким, прямо скажем, клавиром. Чего стоит, хотя бы великолепно исполненный им синкопированный дуэт с Солохой (И.Рейнард). За это и многое другое он получал из зала многочисленные «браво» и аплодисменты.

Изумительной героиней вечера стала Ирина Рейнард. Это большое счастье для «Геликона», что в его труппе есть такая звезда.  Которая, не сомневаюсь, совсем скоро выйдет на мировую оперную арену  со своим красивейшим меццо-сопрано: мощным и прозрачным в верхнем регистре и столь же насыщенным особыми красками в центре и внизу.

Певица Ирина Рейнард на сцене

Браво, Ирина!  Вы сыграли два разных характера Солохи из разных опер и целиком  вокально вжились в эту музыку, демонстрируя также и отменную актерскую игру.

Порадовал и наш уверенно становящийся знаменитым Игорь Морозов (тенор). Игорь свободно владеет полной тесситурой оперных героев, а также сложной филировкой звука, когда этого требуют от него характерные партии.  Здесь, можно сказать, Игорь также превзошел самого себя. (С таким дирижером по-другому и быть не могло!).   К примеру, целую арию во втором отделении он пропел полуфальцетом, выразительно играя звуком, сопровождая это умелыми комичными жестами.

Хочется ещё  сказать о теноре Илье Селиванове, буквально несколько дней назад ставшем солистом Большого театра (Москва), и перешедшем туда из Мариинского театра. Илья показал превосходный уровень.  Он — высокий фактурный певец,  с яркой атакой звука, поющий с наслаждением, не боящийся максимально высокого тенорового звучания, с большими резервами. Пусть он будет творчески счастлив в Большом театре!

Встреча с большими художниками-исполнителями оставляет ощущение не просто катарсиса, но длящееся сильное переживание, которое охватывает и не отпускает. Этот состоявшийся праздник в Концертном зале Чайковского – не просто воскрешение классики – Гоголя, Чайковского, Римского-Корсакова.  Это – феноменально масштабное ДЕЙСТВО.  Глубокое погружение в Космос  дум, смыслов, любви, современных человеческих страстей, характеров. Такое искусство наделяет нас умением любить жизнь и прощать ее…

Подобные шедевры художественного творчества, на мой взгляд – это самое высокое, что сегодня может дать Россия.

После концерта. Слева направо – Ирина Рейнард, Илья Селиванов, Станислав Швец. За пультом – народный артист РФ Михаил Плетнев.

 

ОЛЕГ КРИВЦУН, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза театральных деятелей РФ

Рубрики: События

продюсер анна новикова

Меня зовут Анна Новикова. Я продюсер этого сайта и член редколлегии журнала "Художественная культура". Доктор культурологии, художественный критик, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ Высшая школа экономики, академический руководитель магистерской программы "Трансмедийное производство в цифровых индустриях".

2 комментария

Рустем Габлуллин · 27.09.2018 в 22:19

Замечательная рецензия! Много хороших слов сказано в адрес М.Плетнева и Российского национального оркестра, а также прекрасных солистов Геликон оперы — И.Рейнард, И.Морозова, С Швеца и солиста Большого театра И.Селиванова. Хорошо, что есть люди,способные глубоко чувствовать и ценить музыкальное искусство!

Рустем Габлуллин · 28.09.2018 в 21:37

Мне понравилась рецензия, я отправил небольшой комментарий, и не вижу его здесь. Видимо не понравился.

Добавить комментарий для Рустем Габлуллин Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *