Денис ВИРЕН

Перформанс Збигнева Варпеховского «Диалог с рыбой».
1973

Представляем статью из №2, 2019 журнала «Художественная культура» 

*«В современном польском кино «выходы» художников в мир
кинематографа стали явлением почти привычным».

* «Для известного перформера и видеохудожника Збигнева Либеры кино
стало пространством эксперимента как над его героем, так и над зрителем».

«Все есть перформанс, а граница между искусством и жизнью
пролегает там, где жидкое серебро застывает в горле художника».

Варпеховский – одна из наиболее значительных фигур послевоенного
польского искусства. Мастер перформанса, к которому он всегда относился
предельно серьезно, без «остраняющей» концептуалистской иронии [9, с.
118]. Широко известны его перформансы, основанные на экспериментах с
телом, с возможностями человеческого организма, с попытками поставить
себя на место других живых существ, например, рыб.
В свою раннюю работу как художника-постановщика – ленту «Вечные
претензии» (Wieczne pretensje, 1974, реж. Гжегож Круликевич) –
Варпеховский включил инсталляцию, специально созданную для фильма.
Она состояла из сорока холодильников, желоба с кровью и двух неоновых
конструкций и не была напрямую связана с фабулой картины, повествующей

о запутанных взаимоотношениях «слуги» и «хозяина». Однако, учитывая, что
несколько важных сцен разворачивается в здании Галереи современного
искусства во Вроцлаве, присутствие там инсталляции оправдано и придает
происходящему дополнительные тревожные обертоны 1 . Среди фильмов, в
создании которых участвовал Варпеховский, немало произведений,
вошедших в историю польского кино: «Кошмары» (Zmory, 1978, реж. Войчех
Марчевский), «Голем» (Golem, 1979, реж. Петр Шулькин), еще несколько
лент Круликевича, в том числе «Танцующий ястреб» (Tańczący jastrząb, 1977)
и «Соседи» (Sąsiady, 2014), ставшие для режиссера завещанием… К
Варпеховскому мы еще вернемся.

[9, с. 118] Ronduda Ł. Sztuka polska lat 70. Awangarda. Jelenia Góra: Polski
Western, Warszawa: Centrum Sztuki Współczesnej Zamek Ujazdowski, 2009.

Вирен Денис Георгиевич
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник,
сектор современного искусства Запада,
Государственный институт искусствознания, Москва

Рубрики: Исследования

продюсер анна новикова

Меня зовут Анна Новикова. Я продюсер этого сайта и член редколлегии журнала "Художественная культура". Доктор культурологии, художественный критик, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ Высшая школа экономики, академический руководитель магистерской программы "Трансмедийное производство в цифровых индустриях".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *