Екатерина ВАСЕНИНА

Спектакль «Полеты во время чаепития», постановка Т. Багановой
(2002)

Представляем статью из № 2 (2019)  журнала «Художественная культура» 

* «Возможности быть уникальным, в том числе в пластическом самовыражении, примерно равны у профессионалов и непрофессионалов танца, благодаря круглосуточной готовности современного человека к «шоу» и доступности медиаплатформ для его
трансляции».
* «Освоению новой техники не всегда сопутствует понимание, что техника современного танца складывается из психофизических особенностей человека, ее создавшего».
* «В современном танцевальном артисте, этом self made personal media, не остается места для изучения своих корней по зову сердца, особенно если артист живет в мегаполисе».
«Авторский пластический эксперимент – попытка рождения нового языка, как минимум алфавита, который освоит группа единомышленников».

Репрезентация идентичности
…Хореограф екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» Татьяна Баганова, многократный лауреат российского национального театрального фестиваля «Золотая маска» в номинации «лучший спектакль современного танца», в рамках конкурса на сценах московских драматических театров показывала работы, созданные при поддержке фестиваля American Dance Festival. В своих спектаклях Баганова исследует идентичность русской женщины, ее комплексы, сны, страхи и одновременно ее феминистский потенциал. Пять спектаклей поставлены Татьяной Багановой со студентами ADF со всего мира в рамках различных программ (The International
Choreographers Comissioning Program, The Past/Forward Performances) [19] и перенесены в труппу «Провинциальные танцы». 1999 – Maple Garden («Кленовый сад», российская премьера – октябрь 1999), 2001 – Wings at Tea («Полеты во время чаепития», российская премьера – декабрь 2002), 2003 – Lazy Susan (российская премьера – декабрь 2003),

2006 – Post Engagement («После вовлеченности». Диптих. Часть II», российская премьера – апрель 2007), 2010 – Sepia (российская премьера – ноябрь 2001).
Таким образом, идеи и мысли значимого современного хореографа рассеялись по миру танцовщиков, обучавшихся на программах ADF. Как правило, российские танцовщики считают вершиной карьеры заключение контракта с европейскими танцевальными компаниями в качестве исполнителей. Российские современные хореографы, как правило, работают только на внутреннем рынке. Баганова вне этого правила, она находит возможность делиться своими хореографическими идеями с танцовщиками всего мира. Это стратегически перспективный путь развития российского современного танца, также как исследователям российского современного танца стоит больше переводить текстов о российском современном танце на иностранные языки, а не только переводить книги о легендах мирового современного танца на русский язык.

Желание перформативности
Следующие поколения российских хореографов современного танца демонстрируют бо́льшую открытость все новым и новым веяниям, и преимущественно воспроизводят модные в мире техники и идеи, не давая себе большого труда извлекать самобытность из
собственной личности, а также из наблюдений за жизнью, массива доступной информации; наконец, наследия «Русских сезонов», открывших дорогу синтетическим танцевальным направлениям. Дягилевская антреприза никогда не выступала в России, но задала формат короткометражного спектакля, который прижился в современном танце. Мастер-классы, впечатления от зарубежных спектаклей современного танца, показанных на театральных фестивалях с мультижанровой программой (Чеховский фестиваль, «Территория», NET), фестивалях современного танца в Витебске, Петербурге, Екатеринбурге, Москве – что угодно может быть источником вдохновения.
Увлечение междисциплинарностью, возможностями глобальных трендов иммерсивного, перформативного искусства, потенциально глубоких в авторском подходе, отвлекло российских хореографов и исполнителей современного танца от поисков авторского
высказывания. Стремление российских танцевальных художников определить свои пластические эксперименты как часть современного искусства обусловлено желанием стать частью мирового художественного процесса, маркировать свое творчество как не
связанное с классическим или народным танцевальным искусством, использовать широкие возможности мирового сообщества художников-перформеров, применяющих все разнообразие междисциплинарных поисков. Однако вопрос «быть или казаться» не перестает быть актуальным и в пространстве перформанса, так как и поиск собственного творческого поиска, и формирование профессиональной репутации, как правило, занимает десятилетия.

Васенина Екатерина Викторовна
Исследователь современного танца,
Москва
ORCID ID: 0000-0003-0385-2930
ejikkat@gmail.com

Рубрики: Исследования

продюсер анна новикова

Меня зовут Анна Новикова. Я продюсер этого сайта и член редколлегии журнала "Художественная культура". Доктор культурологии, художественный критик, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ Высшая школа экономики, академический руководитель магистерской программы "Трансмедийное производство в цифровых индустриях".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *