Ирина УВАРОВА

Александр Родченко. Шахматный стол. 1925

Представляем статью из №2, 2019 журнала «Художественная культура» 

*«В периоды особо острых и значительных общественных событий,
когда художник одержим идеями великих преобразований, рождается новая
вещь. Она будет принципиально иной, нежели идол. Она тяготеет к миру, она
почти готова порвать с физическими свойствами материи».

*«Разительны совпадения видений Циолковского с образными
миражами художников. Как будто им все время показывают картины из
одной небесной галереи».

*«Роспись агитфарфора энергична, размашиста, умелой хваткой держит
все поле вещи. Крепко, плакатно вписаны серпы, молоты, люди. Они
рифмуются друг с другом отрывистой резкой рифмой».
«На исходе двадцатых культура испытала если не утомление, то
похмелье, когда между проклинаемым прошлым и заклинаемым
будущим проступил материк реальности и перед ослепленными глазами
художника встало не замечаемое прежде сегодня».

…. В 20-е годы конструкция скупа, жестка, сурова, но не бледна. Она
мнит себя функциональной, и, пожалуй, ее основная функция – борьба с
пространством. По отношению к пространству у нее особо агрессивные
намерения. В мебели, в тех многих башнях, что призваны утвердить идею, на
пустотном контуре каркаса взмывающую вверх, форма отделяется от
предметности, она есть абрис вещи, наполненный завоеванным пространством. И эта вещь почти что не отбрасывает тени. Ее тень не более как начертание иероглифа. Ее отказ плотности, объема – принципиален.
Ассортимент новаторских объектов не обширен. Но внушителен.
Наборы мебели аскетичны, конструируется лишь самое необходимое. Стол,
стул. Осветительный прибор. Интимности они, разумеется, лишены, им явно
предпочтительнее гуща общественной жизни. В этих креслах немыслимо
развалиться, предаваясь раздумьям, отдыху, курению или каким иным
пережиткам. Вместе с мебелью художник проектирует и незримый образ
того, кто достоин пользоваться ею. Невидимый потребитель, этот «гость из
будущего», очевидно сухопар, мускулист, решителен, у него нет потребности
засиживаться надолго в клубе или за обеденным столом (а впрочем,
обеденного стола не было и не должно было быть – общепит!). Это для него
будет построен дом, где статика сомнительна и устранима, дом если не
летающий, то уж по крайней мере подвижный: К. Мельников –
Трансформируемые сооружения, А. Лавинский – Динамичные города,
А. Буженинов – Голубые города.
….

Или:

….Меняется оптический прицел искусства, и перспективы, прямая и
обратная, находятся в состоянии схватки между собой. Такая оптика
произвела в изобразительных искусствах реактивный взрыв. Мир раскрылся,
как у Гоголя, когда у Киева вдруг виден стал лиман, Карпаты. Живопись
вышла к сферической перспективе во всей ее необъятности, к ее повышенной
информативности. Она дробилась, отражаясь в измельченных
призматических осколках филоновского письма, смещала масштабы в
полотнах Кустодиева, наполнила неимоверными объемами воздуха картины
Петрова-Водкина.

Сам по себе этот отрыв от земли, помноженный на прорыв в будущее,
был освещаем восторгом, захлебом мечты. Реальность в расчет не шла, об
истинном положении вещей не задумывались. Возбужденное состояние ума
и духа, свойственное впечатлительной натуре художника, имело отзвук в
других сферах общественной жизни, отчего не было прока.
Это у А. Платонова мужик какой-то изобрел аппарат сугубой
мощности, работающий на сыром песке. Образ знаменателен, а по тем
временам он и не гротеск вовсе, а зарисовка с натуры. Но у Платоновского
мужика как раз характерная смесь несусветного прагматизма – с мечтаниями
о вечном двигателе.
Суть вещи неизменна, стул всегда стул в чертогах фараона и на
полотне Ван Гога. Но форма! – форма вещи есть ее координация во времени
и пространстве. Идеи времени берут вещь в союзники или объявляют ей
войну, ориентируясь на ее форму.

Уварова Ирина Павловна
Кандидат искусствоведения, филолог, художник, сценограф, фольклорист, до
2017 года – ведущий научный сотрудник сектора театра, Государственный
институт искусствознания, Москва


продюсер анна новикова

Меня зовут Анна Новикова. Я продюсер этого сайта и член редколлегии журнала "Художественная культура". Доктор культурологии, художественный критик, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ Высшая школа экономики, академический руководитель магистерской программы "Трансмедийное производство в цифровых индустриях".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *