В рамках «BRUSFEST», первого международного фестиваля документального театра имени Дмитрия Брусникина, зрители могли увидеть хореографические этюды о насилии в постановке Аллы Сигаловой.  
Про то, как говорить о насилии со сцены, – в рецензии на дипломный спектакль «#ЯнеБоюсьСказать» мастерской Брусникина.

Анастасия ФОЛОМЕЕВА 

Интенсивная музыка, энергичные движения, рисунок сменяется ещё более сложным и ритмичным — в спектакле Аллы Сигаловой все танцуют как в бродвейском мюзикле. Но неожиданно из шумного карнавала один за другим начинают выходить артисты, чтобы рассказать истории самых разных проявлений агрессии: от физического насилия до психологического прессинга в адрес тех, чья национальность или сексуальная ориентация не приглянулись агрессору.

 

Тема насилия в искусстве не нова. Свидетельством человеческой жестокости и нечеловеческих мучений от неё был центральный образ визуального искусства — «Распятие». А к гендерным вопросам нас отсылали сюжеты древнегреческой мифологии, повторенные в живописи эпохи Ренессанса и Барокко. Прошли века, и художники сместили фокус с эстетического изображения насилия на представление жестокости и тирании как социальной проблемы общества. В таком контексте о насилии говорят современные кинематографисты — Томас Винтерберг, Ларс фон Триер и Тотд Филлипс в недавно вышедшей картине «Джокер». Но насколько тема насилия может быть осмыслена инструментарием современного театра?

 

«#ЯнеБоюсьСказать» — это хореографическая постановка с элементами вербатима. В ней экспрессивные, пластичные и эротичные танцы в исполнении красивых девушек и юношей прерываются чтением откровенных монологов наших современников — женщин и мужчин, которые в рамках флешмоба #ЯнеБоюсьСказать выложили в интернет личные истории о столкновении с насилием. Этот спектакль не заигрывает с вербатимом, модной техникой документального театра, а совмещает реальный текст с физическим переживанием. «#ЯнеБоюсьСказать» — попытка исследования сегодняшней реальности с помощью современной речи и языка танца.

фото Галины Фесенко

Как это происходит? — На сцене танцуют пары под романтическую джазовую композицию Софи Такер «The man I love». Вдруг приглушенный свет прорезает вспышка, и в освещённом кругу оказывается молодой человек, который признаётся, что в детстве залезал девушкам под юбки. Теперь ему очень стыдно. Снова вспышка ─ девушка вспоминает, как, обороняясь, убила мужа. А вот парень в сексуальной форме полицейского игриво кладет руку на ширинку одного из участников карнавала. Позже он расскажет, зачем на самом деле в отделении полиции лежит толстый телефонный справочник.

 

Кульминацией спектакля становится бешеный танец под музыку с африканскими мотивами. Ритуальные звуки барабанов отсылают зрителей к первобытной природе желания и животной страсти. Это неслучайно, ведь насилие — примитивнейшая и самая доступная ответная реакция в агрессивном мире. В обществе должны работать механизмы, которые могут сдерживать эти чувства. От правоохранительных органов до институций, которые способствовали бы развитию самосознания людей. 

фото Галины Фесенко

Российский театр всё ещё находится в поиске художественного языка, с помощью которого можно осмыслить проблему насилия. Мы учимся говорить о проблемах сексуальной идентичности и травматического прошлого. В последние годы голоса жертв насилия начали звучать со сцены. Только зачастую разговор о насилии в них приобретает метафорический характер. Например, спектакли Центра имени Мейерхольда «Абьюз» (2017) и «За белым кроликом» (2019) совмещают в себе несколько параллельных миров, существующих по законам разных жанров.

 

«#ЯнеБоюсьСказать» устроен по-другому: документальные монологи жертв соединяются с эстетикой игрового театра. Художественные решения в постановке работают на создание агрессивной среды: яркие костюмы, громкая музыка, сексуальные движения, простая сценография — металлические трубы и неоновые вывески. Из этого наэлектризованного мира искусственно, но отчетливо прорываются голоса жертв.

фото Галины Фесенко

Почему коллективная работа с темой жестокости так важна? Хэштег #ЯнеБоюсьСказать в какой-то момент стал всё чаще мелькать в скандальных заголовках новостей шоу-бизнеса, превратился в «желтушный» инфоповод и перестал восприниматься всерьез. Спектакль же предлагает художественное переосмысление проблемы насилия, пытаясь вернуть к ней доверие зрителя.

*       *       *

Мы ещё в самом начале этого пути, но идём уверенными шагами. Среди последних художественных высказываний на тему насилия – музыкальные проекты группы Shortparis и Евгения Гришковца – «Так закалялась сталь» и «Письмо другу»

 


продюсер анна новикова

Меня зовут Анна Новикова. Я продюсер этого сайта и член редколлегии журнала "Художественная культура". Доктор культурологии, художественный критик, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ Высшая школа экономики, академический руководитель магистерской программы "Трансмедийное производство в цифровых индустриях".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *